Второе интервью Юрия Осипова, автора  знаменитой "Стрелки".

Юрий,  в прошлый раз Стрелка очень немилостиво была принята «компьютерной» общественностью.  Со всех сторон слышались обвинения в заимствованиях. Впрочем, Вы никогда  не отрицали использование идей, которые Вы почерпнули либо в результате работы и анализа исходных файлов других  программ, либо иными методами, которые можно фигурально назвать «вскрытием» того или иного движка. Не считает ли Вы правильным открывать исходные файлы, если не для всеобщего доступа то, по крайней мере, для некого круга профессиональных экспертов, в чьей добросовестности не приходится сомневаться? Может быть, это сняло бы большую часть проблем? Или  в наш прагматический век на это рассчитывать не приходится?

Открывать свои исходные файлы или нет, и для кого, каждый программист решает для себя сам. Я давно обмениваюсь исходными файлами с авторами других шахматных движков, в том числе коммерческих. Такой обмен очень полезен. Правда, некоторые программисты предпочитают не делиться с другими своими секретами, и это их право. Если же говорить о экспертах, то я всегда с готовностью открываю для них свои исходные файлы. 

Я не программист (думаю, что мое представление о реальной работе по написанию движка, если и совпадает с действительностью, то не более чем на 40-50 процентов), поэтому, если я сильно не прав, Вы меня сразу поправьте. Насколько я понимаю, нельзя взять тот или иной фрагмент исходного файла готовой программы (шахматного движка) и перенести в другую программу (другую среду). Для того чтобы он работал в новой среде, его нужно переписать, «адаптировать». Если это так, то не следует ли из этого, что:

·       все крики о заимствованиях сильно преувеличены, поскольку для процесса развития чего бы то ни было заимствования просто неизбежны;

·       клонированием можно считать только прямое заимствование кода программы, которое  просто сознательно камуфлируется и ретушируется псевдо - автором?

 Конечно, прямо взять фрагмент кода из одной программы и вставить в другую невозможно. Это все равно, что пересадить часть мозга одного человека в другой. Просто работать не будет. Но можно взять идею, алгоритм, реализацию и т.д. Можно ли это считать клонированием, я не знаю. Среди программистов такая практика давно существует, она не вызывает вопросов и считается нормальной. Всегда интересно попробовать что-то подсмотренное в другой программе. 

Сегодня выпуская пятый релиз Стрелки, Вы вновь считаете нужным сказать об использовании Вами при работе над этой версией Стрелки внешних идей. Обычно авторы, говоря о своих творениях, не склонны преуменьшать свой собственный вклад (это в полной мере относится и к авторам шахматных движков). Очевидно, что  Ваша позиция - это исключение из правил. Не хотели ли Вы  как-то пояснить свою точку зрения по этому вопросу?

 Когда я публиковал первую версию Стрелки, то не сразу признался в том, что многое взял из Фрукта и Рыбки. Такое замалчивание использования чужих идей и упорство в утверждениях об оригинальности своей работы оставляет неприятное впечатление у других. Тем более это неприятно, когда очевидность таких заимствований понятна всем. Я считаю, что в таких ситуациях лучше признаться сразу. Правда рано или поздно все равно проявится. 

Наверное, пока об этом немного преждевременно говорить, но, похоже, что  5-я версия Стрелки окажется более счастливой,  чем ее младшие сестры. Сейчас, по крайней мере, слышатся в основном добрые комментарии и пожелания новых успехов. Планируете ли Вы принимать со Стрелкой участие в многочисленных международных турнирах (которых в наше время становится все больше и больше), и если да, то каких именно?

Я не думаю, что меня допустят на международные соревнования. На многих из них очень строгие правила, связанные с теми же заимствованиями. Хотя я готов, как уже говорил, при необходимости предоставить экспертам свои исходные файлы и подробно рассказать о том, что в программе взято у других, со ссылками на конкретные источники, а что является моими собственными разработками. Если этого будет достаточно для организаторов турниров, то можно и поучаствовать. 

Похоже, что Вы работаете над Стрелкой фактически в одиночку. Скажите, есть ли у Вас какие-либо помощники в этой работе? Может быть, требуется помощь со стороны квалифицированных шахматистов (мастеров и гроссмейстеров) в работе над дебютной книгой, анализе сыгранных партий, поиске ошибок и оценке критических моментов? Может быть, стоит обратиться за помощью в Российскую шахматную федерацию? Или в наш компьютерный век роль квалифицированного человека не так велика, как это было на заре компьютерных шахмат?

Я бы не сказал, что работаю в одиночку. Идет постоянное общение с другими программистами и шахматистами на форумах и по почте. Происходят так же личные встречи, идет постоянный обмен идеями. Нельзя не упомянуть с благодарностью так же о тех, кто помогает в тестировании движка, это самая емкая по времени часть работы. Это тоже можно назвать совместной разработкой. 

Шахматное программирование, в основном, вещь сугубо индивидуальная, но не настало ли время подумать о создании некого объединения российских программистов, например, в рамках Российской шахматной федерации?

 Трудно сказать, как удобнее работать над шахматным движком – одному или в группе. У каждого варианта есть свои плюсы и минусы. Было бы интересно, если бы федерация попробовала создать под своей опекой команду, которая бы работала над общим проектом. Но здесь сразу встанут вопросы организации и финансирования. Пока не видно, чтобы кто-то мог этим заняться. 

Нет ли у Вас планов по созданию платной коммерческой версии движка?

Таких планов у меня нет. И каких либо шагов в этом направлении предпринимать не собираюсь. Но если поступит такое предложение от какой-либо коммерческой компании, отказываться не буду. 

Совсем недавно Джим Альберт сделал четыре версии Стрелки (32-х и 64-х битные версии для Windows и 32-х и 64-х битные версии для Linux),  однако Вы по-прежнему не работаете над поддержкой многопроцессорности, что, безусловно, снижает привлекательность и конкурентоспособность Стрелки как некого потребительского продукта. Это связано с тем, что Вам пока не удается максимально эффективно вписать многопроцессорность в алгоритмы Стрелки или Вы займетесь решением этой проблемы только после того, как Стрелка превзойдет оставшихся конкурентов?

Меня мало заботит привлекательность и конкурентоспособность Стрелки. Не собираюсь ни с кем конкурировать, предпочитаю просто заниматься тем, что мне интересно. Но должен сказать, что 64 бита и многопроцессорность в последнее время мне тоже стали интересны. Чисто с программистской точки зрения интересно попробовать их реализовать. Поэтому, скорее всего, займусь этим в ближайшее время. Правда, с необходимыми для этого компьютерами у меня пока плохо. 

Думаю, что не только мне, но и всем любителям шахмат  интересно знать, как Вы оцениваете сегодняшнюю ситуацию в мире шахмат и компьютерных шахмат в частности?

 У ситуации в компьютерных шахматах есть две плоскости. С одной стороны – постоянные споры и скандалы, сотрясающие компьютерные шахматные форумы. Тон в таких скандалах обычно задают люди, мало сведущие в шахматном программировании, или те, кому просто не хочется заниматься делом. А с другой стороны – есть много вполне нормальных и адекватных людей, настоящих профессионалов своего дела. Такие люди предпочитают не вступать в споры, а спокойно делать то, что им интересно. Я в гораздо большей степени общаюсь с этими людьми, и ситуация у нас вполне нормальная.  

Не могу также не спросить Вас об отношении к самому громкому скандалу последнего десятилетия – официальному отлучению от участия во всех международных соревнованиях и лишению ранее завоеванных наград знаменитой Рыбки Райлиха Васика?

 Мое отношение к этому событию резко отрицательное. Хотя и поведение Васика Райлиха было не вполне корректным. Мне очень жаль, что так случилось. Я хотел бы еще раз попросить прощения у Васика за всех нас.

В заключение, не могу не спросить о Ваших планах не только в отношении работы над Стрелкой, но и других, о которых Вы могли бы рассказать посетителям нашего сайта.

 Планы на сегодня те же, что и раньше – продолжать совершенствовать программу. Хотя жизнь часто вносит свои коррективы, и поэтому трудно об этом говорить. Бывают периоды, когда нет времени на шахматное программирование. Бывает, что просто нет новых интересных идей, и работа останавливается. Бывает просто лень, или отвлекают другие интересные дела.

Большое спасибо за большое и обстоятельное интервью. Желаем Вам новых успехов! 

Вернуться на главную страницу


Последнее обновление 20.10.11 21-00